Видеозаписи докладов, прочитанных 6 февраля 2018 года на Второй Международной научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях» теперь доступны как на сайте «Монашество в истории» на страничке, посвященной мероприятию, так и на специальном канале YouTube.
Для удобства читателей нашего сайта размещаем также прямые ссылки на выложенные в YouTube видеозаписи докладов с краткими аннотациями.
1. А. Ю. Виноградов
«Монастырь или келлия? К вопросу о статусе пещерных обителей в Горном Крыму»
В докладе рассматривается проблема пещерных монастырских комплексов Крыма (их насчитывается не менее тридцати) и делается попытка определить, какой тип монашеской жизни практиковался в этих поселениях: общежительный или келлиотский. Приводятся сведения о недавно обнаруженном памятнике — пещерном храме свт. Николая, в котором содержится уникальная надпись, позволяющая сделать важные выводы о статусе находившейся в этом месте обители и времени ее создания.
2. М. В. Бибиков
«Жития преподобного Антония Печерского в греческой традиции»
В докладе рассматривается традиция греческих агиографических сочинений, посвященных первоначальнику русского монашества — преподобному Антонию Печерскому, который, согласно древнерусским письменным свидетельствам, был постриженником Святой Горы Афон.
3. А. Б. Ванькова
«Византийское законодательство и типики о выборе игумена»
В докладе на основе данных византийских императорских постановлений и монастырских уставов исследуется порядок избрания настоятеля монастыря в Византии, рассматриваются различные практики избрания или назначения игумена (или игумении).
4. А. Ю. Никифорова
«Монастырский и кафедральный чины умовения ног в византийском богослужении»
В докладе наглядно, на многочисленных примерах и с привлечением богатого иллюстративного материала представлены основные этапы формирования древнего чина умовения ног, совершавшегося в Византии не только в рамках кафедрального богослужения, как это происходит сейчас, но и в монастырях. Демонстрируется преемство современного чина умовения ног, принятого в Русской Православной Церкви, по отношению к древним чинам Палестины и Константинополя.
5. Игумен Дионисий (Шленов)
В докладе анализируются все случаи употребления многозначного термина «удаление» (с древнейших времен и вплоть до последних десятилетий истории Византийской империи), что позволяет выявить особенности собственно монашеского использования этого термина, а также констатировать сближение, например, таких базовых для восточнохристианской аскетической традиции понятий, как «удаление» и «безмолвие», причем «удаление» может быть понято как один из важнейших принципов строгой христианской жизни, заключающейся в стремлении к совершенству.
6. Диакон Александр Занемонец
«Русское монашество на Святой Земле»
Сжатый, но весьма информативный очерк истории присутствия русского монашества в Святой Земле с XІІ века и до наших дней. Подробно рассказано о жизни и многообразной деятельности русских обителей Палестины в XX веке.
7. Иеромонах Далмат (Юдин)
«Вклад святителя Кирилла Туровского (XІІ в.) в формирование чина келейных вечерних молитв»
В докладе на основании средневековых рукописей показано, как святитель Кирилл Туровский дополнял и творчески перерабатывал более ранние переводные молитвословия, в дальнейшем ставшие частью распространенного в Русской Церкви келейного правила.
8. А. В. Муравьев
«Христианские монахи и монашество в историографии раннего ислама и пророка Мухаммеда»
В докладе предлагается анализ ряда ранних мусульманских преданий, повествующих о встрече юного Мухаммеда с монахом Бахирой, а также христианской версии этой легенды. Рассмотрена терминология, используемая в мусульманской традиции для обозначения монахов и монастырей, а также различные понятия сирийского происхождения, вошедшие в мусульманскую книжность в результате контактов с сирийскими христианами.
9. М. К. Кузьмина
«Преподобные преемники святых игуменов Древней Руси»
В докладе предлагается исследование одного из мотивов, часто встречающихся в древнерусских житиях святых: мотива духовного преемства, когда в качестве наследника преподобного настоятеля (а зачастую и основателя) монастыря выступает любимый ученик святого, нередко принадлежащий к числу самых юных монахов обители.
10. Д. Г. Давиденко
В докладе изложены результаты кропотливой работы исследователя в архивах, позволившей восстановить драматические обстоятельства возобновления монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском монастыре.
11. О. А. Родионов
«Учение преподобного Каллиста Ангеликуда о монашеском послушании»
В докладе рассмотрено одно из малоизвестных произведений византийского подвижника-исихаста XІV в., в котором содержится ряд интересных размышлений о стяжании чистоты и смирения посредством «нерассуждающего» послушания, то есть такого повиновения раз и навсегда избранному в начале монашеского пути наставнику, при котором послушник без всякого критического рассмотрения исполняет все, что бы ни повелел ему духовный отец.
12. Е. А. Заболотный
«Сирийское монашество и “несторианизация“ Церкви Востока»
Доклад посвящен дискуссионной теме принятия в так называемой Церкви Востока — восточно-сирийской христианской общине, главным образом действовавшей на территории Персидского царства, — в полном смысле слова «несторианской» христологии (то есть подразумевавшей последовательное различение во Христе двух субъектов: Бога Слова и Человека Иисуса).
13. А. М. Сиверцев
«Скрытые мессии и скрытые святые в иудейской и христианской литературе поздней античности»
В докладе излагается содержание двух текстов из так называемой «Книги Зерубабеля (Зоровавеля)» — еврейского эсхатологического сочинения начала VII века, и «Плирофорий» Иоанна Руфа, епископа Маюмского, монофизитского писателя, жившего в V–VІ вв. Представленные тексты демонстрируют отчетливо выраженные параллели.
14. А. А. Королев
«Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, и женское монашество в Риме»
В докладе рассмотрена проблема взаимоотношений свт. Григория и римских монашеских общин, в частности, подробно рассказано о том, какие меры Папа Григорий принимал, чтобы урегулировать жизнь женских монашеских общин Рима.
15. И. С. Редькова
«Образ наставника и учителя в латинской традиции раннего и высокого Средневековья»
В докладе рассмотрен один из парадоксов средневекового монашества: недоверчивое и даже открыто негативное отношение к фигуре учителя, восприятие учительства (равно как и самого обучения) как таящего в себе опасности для духовного устроения человека, с одной стороны, и развитие монастырей как главных очагов распространения знаний в ту эпоху — с другой.