Новости

2018-08-13
Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта обзор новой книги иеромонаха Макария Симонопетрского

В начале 2018 года во Франции была издана книга иеромонаха Макария Симонопетрита «Введение в таинство Великого поста. Опыт богословия литургического времени» (Hiéromoine Macaire de Simonos Pétra. Mystagogie du Grand Carême. Essai de théologie du temps liturgique. Limours: Apostolia, 2018. 563 p.).

Иеромонах Макарий Симонопетрит (то есть насельник афонского монастыря Симонóпетра), француз по происхождению, открыл сокровище православного богослужения во время духовных исканий, итогом которых и стало данное произведение, первоначально представленное к защите в виде диссертации в «Практической школе высших исследований» в далеком уже 1978 году. Оканчивая этот труд, будущий святогорец уже готовился вступить на монашеский путь. Вскоре он прибыл на Афон и поступил в монастырь Симонόпетра, где уже более тридцати лет несет послушание «типикариса» — «уставщика», то есть ответственного за подготовку и совершение богослужений в монастыре. Иером. Макарий также широко известен как выдающийся агиолог и агиограф. Он является автором знаменитого «Нового Синаксаря» — многотомного собрания житий всех святых Православной Церкви, переведенного в последние годы на несколько языков, а недавно (в 2011 г.) изданного и в русском переводе. На Святой Горе о. Макария считают достойным продолжателем дела прп. Никодима Святогорца, как известно, также составившего свой «Синаксарь», впоследствии положенный в основу других подобных собраний и ставший образцом в том числе и для труда иеромонаха Макария.

Для настоящего издания о. Макарий несколько переработал свой труд 1978 года, снабдив его ссылками на издания и исследования, вышедшие в последние десятилетия, а также исправив и дополнив там, где требовались подобные изменения. 

Аннотация к французскому изданию дает достаточно точное определение цели и задач, которые ставил перед собой автор: «Каждый год праздник Пасхи дает верующим возможность “обновить” опыт своего крещения и углубить таинство своей жизни во Христе. Великий пост — сорокадневный период поста и молитвы, предваряемый тремя подготовительными неделями, — установлен по образцу последнего приготовления оглашаемых к обряду крещения, который в древней Церкви совершался исключительно в пасхальную ночь. Наставление в основах веры, преподаваемое епископом, заменяется духовным наставлением в добродетелях, получаемым от чтений и песнопений Триоди — богослужебной книги, в которой сосредоточен многовековой опыт Церкви. Впрочем, речь не идет о теоретическом научении: пост, земные поклоны, изменения в порядке и структуре богослужений в период Великого поста вводят верующих в новый образ бытия, который позволяет им прожить это литургическое время как предвосхищение вечности. Данный труд призван показать глубокую гармонию между духовным учением отцов Церкви, гимнографией и богослужебными уставами, которые споспешествуют исполнению в нас великого таинства веры».

Предлагаем также несколько фрагментов из авторских вступления и предисловия к книге: 

«…Работа разделена на следующие части:

– ВВЕДЕНИЕ указывает прежде всего основные этапы развития Триоди, основываясь главным образом на исследовании Карабинова «Постная Триодь», а вторая глава показывает, что тема крещения занимает центральное место в монашеской традиции и в богослужении;

– ПЕРВАЯ ЧАСТЬ представляет собой живое изучение главных тем гимнографии Триоди. Стремясь быть насколько возможно лаконичными, мы попытались подчеркнуть богочеловеческий характер добродетелей, к приобретению которых призваны верующие, и рассмотреть эти темы в рамках патристической традиции, отдавая предпочтение отцам IV века и их последователям, таким как отцы-аскеты в ряду отцов-пустынников и Иоанн Лествичник. Здесь не идет речь о поиске источников, ни даже об исчерпывающем использовании гимнографии Триоди, но только о показе глубоко традиционного и патристического характера последней.

– ВТОРАЯ ЧАСТЬ посвящена изучению Типикона в двух его измерениях: правила поста и правила богослужений. Пост – фундаментальная тема великопостной аскезы, центральная тема гимнографического оглашения, а его правила являются завершением долгой традиции. Вот почему мы стремились показать, как гимнография и Типикон дополняют друг друга особенно в том, что касается поста: одно побуждает к посту тела, а другое – к посту души. Второй раздел этой части, занимающий больше всего места в данной работе, является плодом изучения богослужений Великого поста, всегда с целью показать их мистагогическое и богочеловеческое измерение и взаимосвязь между Типиконом и гимнографией. После нескольких коротких глав об исключительности богослужений Великого поста и довольно развернутой главы о системе библейских и патристических чтений, которая позволяет нам выдвинуть определенные гипотезы о самих основах литургического времени, обширная часть текста посвящена детальному анализу каждого из богослужений, их основному свойству, их сорокадневным особенностям и их значению в целом, аскетическому представлению о времени в Триоди. Вторая часть заканчивается главой о месте святых и непереходящих праздников, в которых показаны духовные следствия специальных правил, которым они следуют.

– Наконец, ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ связана с сочетанием двух измерений, гимнографического и богослужебного, в самой структуре Великого поста и его длительности. Впрочем, прежде чем приступать к изучению части, необходимо было внимательно изучить в целом период Триоди методом обобщения в перспективе богословия времени. В этой главе Великий пост соотносится со всем подвижным циклом так же, как и со Страстной седмицей, за принципиальным исключением размышлений о числовой символике. Последовательное изучение приготовительного периода и Великого поста до преддверия Страстной седмицы – пятницы, предшествующей Лазаревой субботе, значительно облегчено, поскольку предшествующие части позволили рассмотреть большинство тем. Оно касается главным образом отдельных памятей в Триоди и старается выявить смысл и структуру этого приготовления, происходящего в ритме Пасхи и устремленного к ней. Эта последняя часть позволяет нам, особенно по случаю Недели Крестопоклонной, констатировать, что формальная структура Триоди также глубоко отмечена введением в таинство и предвосхищением Страстной седмицы».

<…>

«После защиты этой диссертации многочисленные предложения об издании не нашли осуществления из-за практической невозможности сделать необходимую адаптацию. Только румынский перевод этого труда был опубликован... Несмотря на то, что прошло около сорока лет, я, отвечая на любезное предложение митрополии Румынской Церкви в Западной Европе, рад вручить сегодня это исследование франкоязычной аудитории. Опыт многих лет, проведенных в ритме вечности на Святой Горе, только укрепил установки молодого послушника, восхищенного сокровищами традиций Церкви. Впоследствии некоторые научные исследования о Триоди и ее значении были опубликованы, и они не вынуждают как-то изменять тезисы, изложенные в этой диссертации. В целом, я удовлетворился исправлением ошибок, добавил некоторые детали и обновил библиографию и примечания.

Предлагая читателям этот труд, не претендующий на привнесение чего-либо нового в историческое знание о Триоди, я надеюсь, что он сможет позволить одним углубить свой литургический опыт и, может быть, помочь другим искателям Бога обрести в нашей христианской православной традицииживую воду(ср.: Ин. 4, 14), которую они тщетно стараются обнаружить в кладенцах сокрушенных (Иер. 2, 13)» (Перевод А.О. Солдаткиной)